Модель инклюзивного образования в МБОУ «СОШ 14» г. Назарово красноярского края
Пояснительная записка
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Модель инклюзивного образования МБОУ «СОШ 14» — это комплексное взаимодействие по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования.
Деятельность направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Принципы, которые лежат в основе реализации модели:
1. научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);
2. системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь — дошкольное образование — общее среднее образование);
3. вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работы для удовлетворения
социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов);
4.индивидуализация (осуществление личностно-ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода);
5. социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);
6. межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями).
Нормативно-правовой и документальной основой деятельности МБОУ «СОШ 14» в рамках инклюзивного образования являются следующие нормативные документы.
На Федеральном уровне:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного общего и среднего общего образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 0.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-пидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МОРФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
- Федеральный закон от 03.05.2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Письмо Минобрнауки РФ № УЗУС – 178807 «Об организации обучения обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями)
- Национальный проект «Образование» (2019 – 2024г.г.),
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (2011 – 2020 г.г.),
- Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае (2017-
2025 г.г.).
На уровне образовательного учреждения:
- Положение об организации инклюзивного обучения.
- Положение о психологической службе.
- Положение о логопедической службе.
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «СОШ 14»
- Приказ об утверждении состава ППк.
- Приказ об утверждении расписания работы специалистов сопровождения.
Фактологический анализ
1. Определенный контингент учащихся:
- Учащиеся с ОВЗ общеобразовательных классов:
с 1 по 4 кл-7человек, 5-9 класс -3учащихся, 10-11кл-1 чел.
Дети-инвалиды-6 человек, на домашнем обучении – 2 учащихся.
- С заключением ПМПК 1-4 кл-8 чел, 5-9кл.-1 чел, 10-11 кл-1чел.
- Программы обучения: 7.1-2 чел., 7.2 - 3чел., с умственной отсталостью (легкой степени) - 2 чел, НОДА-3 чел.(с сохранным интеллектом), 3 ребенка – инвалида (после операции на сердце-1, онкологический больной – 1,
1-скрытый диагноз).
№ пп |
Ступень образования |
Категория детей с ОВЗ |
Инвалидность |
Форма обучения |
1 |
Нач.1кл |
t-7 |
Полная инклюзия |
|
2 |
Нач.1кл |
t-7 |
Полная инклюзия |
|
3 |
Нач.2кл |
t-6 |
инвалид |
На дому. Точечная инклюзия |
4 |
Нач.2кл |
t-7 |
Полная инклюзия |
|
5 |
Нач.3кл |
t-7 |
Полная инклюзия |
|
6 |
Нач.3кл |
t-12 |
инвалид |
Полная инклюзия |
7 |
Нач.3кл |
t-8 |
На дому. Точечная инклюзия |
|
8 |
Нач.4кл |
t-12 |
инвалид |
Полная инклюзия |
9 |
Нач.4кл |
t-7 |
Полная инклюзия |
|
10 |
Осн.6кл |
t-6 |
инвалид |
Полная инклюзия |
11 |
Осн.7кл |
t-8 |
Частичная инклюзия |
|
12 |
Осн.9кл |
t-12 |
инвалид |
Полная инклюзия |
13 |
Сред.10кл |
t-6 |
инвалид |
Полная инклюзия |
13 |
6 |
2. Адаптивная образовательная среда, способствующая эффективной реализации инклюзивного образования:
- оснащённые кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, учителя – дефектолога;
- в учреждение оборудованы широкие входные двери;
- санитарно-гигиеническое помещение;
- ресурсный класс.
3. Наличие в МБОУ «СОШ 14» службы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогического консилиума. Служба сопровождения обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе. Учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель – дефектолог работают в тесном контакте, как с педагогами общеобразовательных предметов, так и с родителями учащихся, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.
4.Создано организационно-методическое обеспечение: разработаны адаптированные основные образовательные программы НОО для учащихся ОВЗ, разработаны АОП на каждого учащегося ОВЗ, индивидуальные учебные планы.
5. Участие учащихся ОВЗ в дополнительном образовании и внеурочной деятельности: 46% участвуют в дополнительном образовании.
6. Для вовлечения учащихся с ООП во внеурочную деятельность и дополнительное образование используются только ресурсы школы.
7. Наблюдается положительная динамика роста профессиональной компетентности и повышения творческой инициативы педагогов, 65% педагогов прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ. Планируем обучить учителей технологии, учителей начальных классов, учителя географии, биологии, учителей предметников для работы с детьми ОВЗ, педагогов дополнительного образования.
№ |
должность |
Сведения о прохождении курсов ПК |
Планируемый срок прохождения ПК |
1 |
Учитель начальных классов |
Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС(72ч).2016г. |
|
2 |
Учитель начальных классов |
2020г |
|
3 |
Учитель начальных классов |
2020г |
|
4 |
Учитель начальных классов, член ПМПк |
«Организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» 2016г |
|
5 |
Учитель начальных классов |
2020 |
|
6 |
Учитель начальных классов |
2021 |
|
7 |
Учитель – дефектолог, член ПМПк |
Организация образовательной деятельности в условиях ФГОС для обучающихся с ОВЗ, умственной отсталостью 2017г |
|
8 |
Педагог- психолог, член ПМПк |
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования 2017г |
|
9 |
Учитель начальных классов, член ПМПк |
Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС(72ч).2016г |
|
10 |
Заместитель директора по УВР, председатель ПМПк |
«Организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» 2016г |
|
11 |
Учитель географии |
2021 |
|
12 |
Учитель информатики |
2020 |
|
13 |
Учитель физкультуры |
Специфика урока физической культуры при разных формах ОВЗ в условиях инклюзии 2018г |
|
14 |
Учитель начальных классов |
Технологии социально-педагогического сопровождения обучающихся 2018г |
|
15 |
Педагог дополнительного образования |
2021 |
|
16 |
Социальный педагог, член ПМПк |
2021 |
|
17 |
Учитель музыки |
2022 |
|
18 |
Учитель биологии |
2021 |
Модель включает компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, управленческий, рефлексивно-оценочный.
Целевой компонент
Цель работы МБОУ «СОШ 14» в рамках инклюзивного образования:
Обеспечение качественного доступного образования для учащихся с учетом их особых образовательных потребностей через изменение организационно-педагогических условий обучения.
Задачи:
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- координировать взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ;
- формировать толерантное восприятие и отношение участников образовательного процесса к различным нарушениям развития;
- создать места для включения в дополнительное образование и внеурочную деятельность учащихся с ОВЗ.
Структурно-функциональный компонент
Включает в себя функции управления, управленческие действия, нормативно-
правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, учебно-методическое обеспечение, взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств, информационное обеспечение, деятельность внутреннего структурного элемента – ПП(к).
Функции управления |
Управленческие действия |
Анализ и планирование деятельности |
элементов модели, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребенка с ОВЗ. |
Организация, координация деятельности |
инклюзивного образования.
учреждениями культуры, дополнительного образования.
|
Методическое сопровождение, мотивация, управление кадрами |
|
Мониторинг и контроль |
диагностические, оценочные процедуры |
-
- Нормативное-правовое обеспечение инклюзивного образования (положения):
- Положение об организации инклюзивного обучения.
- Положение о психологической службе.
- Положение о логопедической службе.
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «СОШ №14 г. Назарово, Красноярского края»
- Приказ об утверждении состава ППк.
- Приказ об утверждении расписания специалистов психолого-педагогического сопровождения.
- Материально-техническая база.
В учреждение оборудованы широкие входные двери. Материально-техническое оснащение кабинетов школы в соответствии с требованиями доступности социально-значимого объекта для инвалидов, определение минимального перечня оборудования для реализации адаптированных программ.
- кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, учителя – дефектолога,
- удобные коридоры с местами для отдыха,
- библиотека,
- столовая,
- спортивный зал (большой и малый),
- санитарно-гигиеническое помещение.
Материально-техническая база школы требует пополнения.
-
- Создано организационно-методическое обеспечение:
- учебные планы
- адаптированные основные образовательные программы по нозологиям,
- АОП на каждого учащегося (на основе заключения ПМПК).
- ИПР на каждого ребенка-инвалида (с сохранным интеллектом),
- планы воспитательной работы школы и классов,
- обеспеченность детей с ОВЗ и педагогов бесплатными учебниками, дидактическими материалами в соответствии с образовательной программой.
-
- Психолого- педагогический консилиум ППк.
ППк создан для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий, помощи ребенку и его адаптации в ОО. Все специалисты есть. Специалисты ППк осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей ОВЗ и инвалидов.
Участники |
Обязанности |
1 Руководитель, (председатель) ПМПк - заместитель директора школы |
-организует работу ППк - обеспечивает систематичность заседания школьного ППк; - формирует состав участников для очередного заседания; - формирует состав воспитанников или учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание - координирует связи ППк с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы: - контролирует выполнение рекомендаций ППк |
2. Педагог-психолог |
-организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе; - обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы; - вырабатывает предварительные рекомендации |
3. Учитель-логопед |
-осуществляет диагностику речевого развития; -определяет направления коррекционной работы; -вырабатывает предварительные рекомендации |
4. Учитель-дефектолог |
на подготовительном этапе осуществляет сбор диагностических данных; - обобщает полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы; - вырабатывает предварительные рекомендации |
5. Социальный педагог |
- дает характеристику неблагополучным семьям; - предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне |
6. Учителя |
- работающие в группе или классе - дают развернутую педагогическую характеристику на воспитанника или обучающегося по предлагаемой форме; - формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации |
-
- Работа с родителями.
Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Специалисты сопровождения консультируют родителей по всем возникающим вопросам, информируют о динамике развития, результатах выполнения АОП. Родители участвуют в мероприятиях, проводимых школой: родительские собрания, консультации, круглые столы.
7. Механизм межведомственного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Школой предусмотрено Межведомственное взаимодействие со специалистами организаций здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры и спорта.
Организации здравоохранения:
- проводят медицинские консультации с целью установления или уточнения диагноза;
- рекомендуют родителям или законным представителям детей, имеющих нарушения в развитии, прохождение психолого-медико-педагогической комиссии для определения специальных образовательных условий.
Организации социального обслуживания города (КЦСОН)- совместно со школой, предлагают помощь семьям воспитывающих детей с ОВЗ, с целью оказания им своевременной помощи; осуществляют социальное сопровождение семей, меющих детей ОВЗ с целью их интеграции в социуме; предоставляют меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ.
Совместно со школой составляют совместный план работы по программе реабилитации или абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организации дополнительного образования города (ДПиШ, СЮТ,).
Совместно со школой создают специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья; организуют дополнительное обучение в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальными программами реабилитации и абилитации; консультируют родителей школы по вопросам воспитания, обучения, социализации детей ОВЗ.
Организации культуры города:
(ДК «Угольщиков», КДЦ «Юбилейный» ДК «Энергетик» ММЦ «Бригантина», музыкальная школа, Художественная школа.)
Совместно со школой разрабатывают план по консультации родителей по вопросам организации досуга, массовых развлекательных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья; организуют досуг, развлекательные мероприятия, программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагают индивидуальные образовательные программы по музыке и ИЗО.
Организации физической культуры и спорта: (СДЮШР 1и2)
-составляют совместно со школой график занятий спортивных секций;
- создают специальные условия для организации занятий физической культурой, спортом и оздоровлением детей-инвалидов;
- организуют занятия по физической культуре и спорту;
- оказывают консультативную помощь родителям.
Другие образовательные организации города и учреждения среднего профессионального образования:
(Школа №7, Энергостроительный техникум, Аграрный техникум).
Сотрудничество сторон осуществляется по следующим направлениям
–Профориентационная деятельность;
-Участие в проведении «Дней открытых дверей»;
-Совместное участие в образовательных мероприятиях, профессиональных пробах и творческих конкурсах;
-Подготовка обучающихся с ОВЗ к поступлению в учреждения среднего профессионального образования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Содержательная часть
Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами службы психолого-педагогического консилиума школы. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения, учитывается мнение ребенка.
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Обязательная часть учебного плана включает в себя предметы для изучения на уровне для учащихся по общеобразовательным программам, исключая повышенный уровень изучения. Коррекционо-развивающая часть наполнена занятиями с логопедом, психологом, дефектологом, а также коррекционными занятиями с учителем по тому предмету, который наиболее труден для данного учащегося. Коррекционно-развивающая работа в школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности, в групповой или индивидуальной деятельности. Для учащихся-инвалидов без нарушения интеллекта обучение ведется по обычным учебным планам, но с адаптацией в плане условий (предусмотрен дополнительный выходной день, увеличено время на выполнение контрольных, диагностических работ, изменено содержание учебного предмета физическая культура).
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом школы.
Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование
Внеурочная деятельность организована в соответствии с планом внеурочной деятельности школы по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Учащиеся с ОВЗ посещают курсы внеурочной деятельности и кружки дополнительного образования вместе со своими сверстниками по выбору:
1класс: риторика, час здоровья, бумагопластика, хореография, интеллектуальные витаминки.
2 класс: решение проектных задач, интеллектуальные витаминки, уроки театра, риторика, изобразительная студия «Капля цвета», разговор о правильном питании.
3 класс: решение проектных задач, интеллектуальные витаминки, уроки театра, риторика, изобразительная студия «Капля цвета», разговор о правильном питании, бумагопластика, пионербол, курс «Мир фантазии»
4 класс: решение проектных задач, интеллектуальные витаминки, уроки театра, риторика, изобразительная студия «Капля цвета», бумагопластика, пионербол, курс «Мир фантазии», Первоклассная газета, школьный хор и др.
5-9 классы. Целевое назначение программ внеурочной деятельности МБОУ «СОШ14»: приобретение обучающимися социального опыта; воспитание патриотизма , любви к своей стране, городу, школе, семье; духовно-нравственное развитие, понимание нравственных ценностей и овладение нормами морали; осознание значения культуры и ее влияния на человека; понимание необходимости здорового образа жизни и значимости экологической культуры; ориентация в профессиональной деятельности; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности, творчества и самостоятельности мышления; формирование умения создавать продукт деятельности самостоятельно и коллективно; развитие коммуникативной культуры, умения сотрудничать.
Программы ВД способствуют решению поставленных целей благодаря разнообразию видов деятельности, организационных форм, широким возможностям для проявления инициативы, творчества обучающихся, связью с социальной и профессиональной практикой.
Формы внеурочной деятельности: проектно-исследовательская деятельность, клубы, конференции, конкурсы, соревнования, олимпиады, патриотические и экологические акции, экскурсии, постановка спектаклей, создание декораций и костюмов, защита проектов, встреча со специалистами, игры.
Учащиеся с ОВЗ обучающиеся в начальных класса участвуют в образовательных играх и конкурсах: «Академия крепкий орешек», «В гостях у сказки», Эрудит марафоне учащихся.
Проблемной точкой остаются дети с ОВЗ, обучающиеся дома (2чел.). Для них внеурочная деятельность не организована. Планируем узнать запросы этих учащихся и их родителей для организации их внеурочной деятельности.
Технологическая часть
Обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психические процессы, которые начинают складываться у ребенка в совместной работе со взрослым. Детям с особыми образовательными потребностями в зависимости от нозологии требуются специальные образовательные условия, содержание обучения, темп педагогической работы:
1. медицинская помощь
2. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий
3. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению
4. замедленный темп преподнесения новых знаний
5. меньший объем «порций» преподносимых знаний
6.использование наиболее эффективных методов обучения (усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода)
7. организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей
8. максимальное ограничение посторонней помощи по отношению к учебному процессу стимуляции
9.контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала
10. ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка (освещение рабочего места, удобный стул, наличие звукоусиливающей аппаратуры).
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в начальной и основной школе реализуется образовательная программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова, где осуществляется системно-деятельностный подход, безотметочное обучение, здоровьесберегающие технологии, электронное обучение.
У учащихся каждой нозологии определенные образовательные потребности, в зависимости от которых строится учебный процесс. В школе можно выделить 4 группы учащихся, которым необходимы особые образовательные условия. Это учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, учащиеся с интеллектуальными нарушениями легкой степени, дети-инвалиды с разными заболеваниями, требующие особые образовательные условия.
Учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.
К первой категории относятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок может не владеть навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, не может самостоятельно обслуживать себя. У них наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов, сниженный запас знаний об окружающем мире, что обусловлено вынужденной изоляцией. У некоторых детей имеются оптико-пространственные нарушения, страдает наглядно-действенное мышление. Поэтому при выборе приемов, методов обучения опираемся на индивидуальные особенности детей. Однако общим для детей ДЦП является замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, трудность переключение с одного вида деятельности на другой, плохой сосредоточенностью, высокой утомляемостью. Для таких детей используется сниженный темп подачи учебного материала, постоянная помощь взрослого, адекватная коррекционно-развивающая работа. Такие дети учатся на дому по индивидуальному учебному плану. Учащиеся с ДЦП с сохранным интеллектом и способные самостоятельно передвигаться обучаются в школе обучаются в обычном классе, при необходимости продлевается время прохождения материала, самостоятельной или контрольной работы.
Ко второй категории относятся дети с преимущественным поражением ОДА не неврологического характера. У этих детей сохранен интеллект. Поэтому они нуждаются в психологической поддержке и соблюдении щадящего индивидуального двигательного режима. Уроки физической культуры учащиеся посещают вместе со своими сверстниками, но выполняют только посильные упражнения, участвуют в играх (исключая игры с элементами соревнования).
Учащиеся с задержкой психического развития.
Для всех детей с ЗПР характерно запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения), эмоциональная незрелость, неравномерность развития отдельных психических функций, функциональный, обратимый характер нарушений.
Учебная деятельность таких детей отличается отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию, необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям, недостаточной целенаправленностью деятельности, малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость эмоционально- волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- ограниченность словарного запаса, трудности письменной речи;
- низкий уровень самоконтроля;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- преобладание механической памяти над абстрактно- логической, снижения объемов кратковременной и долговременной памяти.
Использование специальных приемов и технологий в обучении для создания условий получения доступного образования, удовлетворения особых образовательных потребностей необходимо. Это технологии развивающего обучения, здоровьесберегающая и игровая технологии. Использование приемов конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проговаривание выполняемых действий, действий контроля и самоконтроля, приемов расширяющих кругозор, словарный запас, а также использование заданий для формирования общеинтеллектуальных умений.
Учащиеся с интеллектуальными нарушениями легкой степени.
Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в больших количествах тренировочных упражнений во время усвоения нового материала. Важное значение имеет привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации, развитие познавательных интересов. Необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности.
К особым образовательным потребностям детей с нарушением интеллекта относится необходимость коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу проводят специалисты ППк по индивидуальным программам. Для данных учащихся необходима психологически комфортная среда: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках и во внеурочной деятельности, оптимальная организация труда во избежание переутомления. Исходя из особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью необходимы соответствующие технологии и методы обучения. Это применение здоровьесберегающих и игровых технологий, наглядное и многоразовое повторение материала, замедленный темп выполнения его, частая смена деятельности на уроках.
Дети-инвалиды с разными заболеваниями, требующие особые образовательные условия.
У данной категории учащихся сохранен интеллект, поэтому самым важным для них является создание здоровьесберегающей среды для реабилитации. Исходя из ИПРА для обучающего, определены здоровьесберегающие условия:
- посещение уроков адаптивной физкультуры,
- дополнительный выходной день,
- специальные условия сдачи ГИА, ЕГЭ, промежуточной аттестации,
- дополнительные перерывы,
- увеличение продолжительности выполнения проверочных и контрольных работ.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ
На уровне образовательного учреждения данный компонент представлен в виде мониторинга этапов реализации модели.
Этапы реализации модели:
1. Организационно-диагностический этап - разработка технологий психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в обучении и социализации.
Направления деятельности:
- диагностическое (определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в ОУ, разработка содержания и форм специализированной поддержки детей с ООП, выявление особенностей проблем и противоречий, определение образовательного запроса);
- теоретическое (концептуальное обоснование и построение пространства и условий обучения, разработка и апробация вариативных индивидуальных программ обучения, воспитания и развития детей с ООП в ОУ, разработка технологий психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения всех субъектов образования);
- организационное (создание необходимых ресурсов, условий для обеспечения инклюзивного образовательного процесса)
2. Деятельностный этап
-внедрение технологий сопровождения:
-реализация коррекционной, психолого-педагогической поддержки детей разных возрастных групп для плавного, постепенного, нетравматического их перехода от одной образовательной ступени к другой ;
-создание условий для ситуаций успешности ребенка в процессе учебно-воспитательного процесса,
успешной самореализации в различных видах социальной деятельности;
-психологическое, научно-методическое сопровождение педагога в условиях реальной
профессиональной деятельности для повышения эффективности его педагогической деятельности, взаимодействия с коллегами и окружающим социумом, саморазвития;
-формирование оптимальных взаимоотношений с родителями через просвещение, для повышения уровня психолого-педагогической культуры и воспитательного потенциала семьи;
-мониторинг деятельности, как систематическое отслеживание результатов процесса инклюзии.
3. Контрольно-оценочный этап - выявление эффективности работы модели с целью определения степени удовлетворенности всех субъектов образовательной сферы совместной работой. Выявление проблем функционирования системы образовательной среды и определение возможных путей их преодоления.
Методы мониторинга: изучение продуктов детской деятельности, игровые, тестовые задания, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование и опрос, анализ документации, наблюдение.
Функции управления- процесс постоянный: анализ- планирование- действия- контроль и оценка . по прошествии данного цикла все опять начинается с анализа полученных результатов.
Анализ |
планирование |
действия |
Контроль и оценка |
|
Администрация |
Анализирует данные о детях ОВЗ |
Планирует кадровую расстановку |
Разрабатывает НПБ, УП, проводит методические мероприятия |
Анализирует организацию инклюзивного образования в школе |
Команда психолого-педагогического сопровождения |
Проводит совместную входную диагностику (логопед, психолог, дефектолог, классный руководитель) |
Планирует коррекционно-развивающую работу |
Согласует ИУП с родителями, реализует коррекционно-развивающие курсы, выступает на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях |
Проводит 2 раза в год рефлексивную оценку динамики развития, выясняет причины успешности или неуспешности |
Педагогический коллектив |
Анализирует стартовые возможности ребенка |
Определяет перечень программ, УМК, подбирает соответствующие методики, планирует коррекционную работу по предмету |
Реализует содержание предметов, использует соответствующие методики, приемы, средства, создает благоприятную среду, проводит коррекционные занятия по предмету |
Проводит контрольно-оценочные процедуры, рефлексирует результаты |
Рефлексивно-оценочный компонент
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оценка эффективности управления складывается из трех составляющих оценок: оценка результатов учащихся, оценка образовательного процесса, оценка условий.
Оценка образовательного процесса.
Прежде всего для качественного инклюзивного образования необходимы правильно выбранные программы, соответствующие нозологии технологии, приемы, методы. Поэтому проводим оценку содержания образования через анализ индивидуальных адаптированных образовательных программ. Анализ занятий как учебной, так и внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих занятий, воспитательных мероприятий позволяет сделать вывод правильно выбранных методах, приемов, средств, темпа обучения.
Оценка условий.
Параметры |
Индикаторы |
Нормативно-правовые условия |
Наличие локальных актов, регламентирующих инклюзивное образование в школе |
Кадровые условия |
повышение квалификации, аттестация |
Психолого-педагогические условия |
участие в консультативно-просветительской деятельности |
Финансовые условия |
отчеты финансово-хозяйственной деятельности |
Санитарно-гигиенические условия |
соблюдение САНПИН |
Материально-технические условия |
отчет о самообследовании |
Информационно-методические условия |
анализ УМК, информационных ресурсов |
Система оценки достижения обучающимися (без нарушений интеллекта) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией, родителями). При этом именно Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.
Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Контрольно-оценочная деятельность строится по трем основным линиям:
- Первая - специальная линия, направленная на формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях коллективно- распределенной деятельности, которая заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения и установлении положительных критических отношений в коллективе класса
- Вторая - контрольно-оценочная деятельность самого педагога, суть которой заключается в диагностике, коррекции и стимулировании учебной деятельности школьника, в выражении положительного отношения к ребенку и веры в его возможности.
- Третья - это линия контроля и оценки в самостоятельной учебной деятельности, где на первое место выходит самооценка (внутренняя, рефлексивная оценка)
Требования к инструментарию оценки результатов обучения для всех участников образовательного процесса (без нарушений интеллекта)
На ученическом уровне инструментарий ориентирован:
- на самооценку собственных учебных действий учащегося
- на выработку критериальной основы для оценки действий школьников
- на рефлексивный характер действий учащихся
-на действия ученика по формированию запроса к взрослому (учителю) на экспертную оценку.
Объект оценки: учебные и иные действия учащегося.
На педагогическом уровне инструментарий должен:
- фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания; давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решение, как улучшить и развивать учение;
- ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать над улучшением качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок;
- иметь широкий ассортимент простых техник, которые могут быть легко и быстро освоены учителем для получения от учеников обратной связи относительно того, как они учатся;
- носить непрерывный характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в рабочем состоянии,
- быть ориентированным на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные).
Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся отвечает следующим требованиям:
-Быть направленным на оценку зоны ближайшего развития и индивидуального темпа освоения учащимися предметного содержания; служить средством не только подведения итогов образовательного процесса, но его сопровождения.
-Акцентировать внимание на мере овладения средствами (Общими способами действия), которые должны быть переданы учителем в ходе обучения.
-Ориентироваться на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения в начальной и основной школе;
-Обеспечивать два вида прогресса линейный и уровневый. Первый - это рост эффективности в решении задач в пределах уже достигнутого уровня. Второй - проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше;
Обеспечивать проведение двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам, чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учеником ( оценить прирост в мышлении и понимании при изучении предмета);
-Позволять в наглядной (например в графической ) форме представлять прогресс учащихся.
На административном уровне инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало учебного года и отвечает следующим требованиям:
-содержать два типа заданий: актуального уровня знаний и способов /средств предметных действий и уровня знаний и способов/ средств предметных действий, которые должны быть усвоены в текущем учебном году;
-обеспечивать выявление стартовых возможностей учащихся после длительного перерыва на начало учебного года и позволять им самостоятельно ( с помощью учителя) построить план по ликвидации выявленных проблем и трудностей;
-позволять выявлять способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения, их достижения и трудности и соответствующие факторы;
-позволять строить в классе «карту движения» в учебном предмете на предстоящий учебный год.
Таблица содержания, процедур, инструментария оценивания планируемых результатов АООП НОО (с сохранным интеллектом)
Содержание |
Инструментарий |
Процедуры |
Формы представления результатов |
Личностные результаты |
Мониторинг образовательных достижений |
Анкеты для учащихся, анкета для родителей, анкета для учителя |
Таблица на каждого учащегося |
Метапредметные результаты |
Мониторинг образовательных достижений |
Контрольная работа Диагностическая работа |
График продвижения каждого учащегося, сводная таблица класса |
Предметные результаты |
Мониторинг образовательных достижений |
Контрольная работа |
График продвижения каждого учащегося, сводная таблица класса |
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоения адаптированной основной образовательной программы осуществляется с опорой на программу по оценке личностных, предметных результатов и базовых учебных действий.
Одной из системообразующих составляющих эффективной образовательной среды выступает ее безопасность. Это один из важнейших критериев оценки функционирования модели инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.
Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой:
- большинство участников имеют положительное отношение к ней;
- высокие показатели индекса удовлетворенности в обучении и социализации.
Планируемые результаты реализации модели:
-100% детей с особыми образовательными потребностями охвачены психолого-педагогическим сопровождением;
-Удовлетворенность родителей и учащихся оказываемыми услугами;
-Все педагоги, работающие с детьми данной категории прошли курсы повышения квалификации;
-Обеспечена комфортная, бесконфликтная среда;
-Повышение мотивации к учению;
-100% детей с ООП включены в дополнительное образование и внеурочную деятельность
Критерии оценки эффективности реализации модели:
- положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу (показатели мониторинга по направлениям: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое);
- благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия;
- удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива, поддержка всех начинаний, предлагаемых в школе.
- создание семьей необходимых предпосылок для успешного выполнения ребенком его социальной роли ученика;
- повышение качества преподавания;
- включенность семьи в школьную жизнь, высокая степень осведомленности родителей о психологических особенностях детей;
- улучшение взаимоотношений с учащимися;
• повышение академической успеваемости ребенка, развитие познавательной деятельности, мотивации учения ;
- успешная самореализация ребенка, включенность учащихся в различного рода социальную деятельность;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах социального развития ребенка;
Дорожная карта реализации модели
Дорожная карта рассчитана на три года. В основу положены мероприятия по следующим направлениям:
1. Разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования
2. Организационное обеспечение инклюзивного образования
3. Методическое сопровождение реализации инклюзивного образования
4. Кадровое обеспечение реализации модели инклюзивного образования
5. Финансово-экономическое обеспечение реализации модели инклюзивного образования
6. Информационное сопровождение реализации модели инклюзивного образования
7.Материально-техническое сопровождение модели инклюзивного образования
Направление |
мероприятия |
планируемые результаты |
срок |
ответственный |
Нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования |
Организация экспертизы рабочих программ педагогов, работающих в условиях инклюзии |
Разработка адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. Подготовка предложений для включения в рабочие образовательные программы рекомендаций, необходимых в условиях инклюзивного образования, для обучения детей с ОВЗ и их индивидуального сопровождения. |
Декабрь 2019 |
Заместитель директора по УВР |
Организационное обеспечение инклюзивного образования |
Организация работы консультативного пункта для родителей с ОВЗ и педагогов, работающих в этих классах |
Разработка системы комплексного многоуровнего сопровождения ребенка, педагога, семьи. Развитие всех психических процессов у детей с ОВЗ. |
Февраль 2020 |
Заместитель директора по УВР |
Организация системного межведомственного сотрудничества с организациями социального обслуживания, медицинскими организациями, ПМПК. |
Март 2020 |
Социальный педагог |
||
Формирование инклюзивной коммуникативной компетентности: а) у педагогов отдельных дисциплин; б) у педагогов имеющих специальное образование, узких специалистов; через организацию семинаров, круглых столов |
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогического состава с детьми с ОВЗ. |
1 раз в квартал С 1.01.2020 |
психолог |
|
Организация системы мониторинга успешности коррекционно-развивающего обучения у детей с ОВЗ |
Разработка инструментария для отслеживания динамики познавательного развития детей с ОВЗ. |
Май 2020 |
Дефектолог, логопед, психолог |
|
Разработка специалистами школы совместно с коллегами из ПМПК индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для ребенка с ООП, согласовывая его с родителями, определяя уровень ответственности каждого субъекта взаимодействия за его соблюдением и (при необходимости) корректировку. |
Разработка и уточнение индивидуальных маршрутов по индивидуальному развитию детей с ОВЗ. |
Сентябрь 2020 |
Члены ППк |
|
Методическое сопровождение реализации инклюзивного образования |
Создание подборки материалов по теме «Инклюзивное образование» |
Разработка новых практик в сопровождении детей с ОВЗ: технологий, приемов, методов и т.д. Составление и грамотный отбор учебных планов, образовательных программ и учебно-методических и дидактических комплексов для осуществления учебных и коррекционных занятий. Создание методической копилки инновационных технологий для сопровождения обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием. |
Август 2020 |
Заместитель директора по УВР |
Исследование социальной среды детей с ОВЗ и их семей (индивидуальное собеседование, тестирование, опрос и др.) |
Разработка необходимого диагностического инструментария для отслеживания эффективности инклюзии, удовлетворенности функционированием образовательной среды всеми субъектами образования. |
Август 2020 |
Социальный педагог |
|
Организация работы детей с ОВЗ с логопедом, дефектологом, психологом. Консультации и рекомендации этих служб педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. |
Создание общей базы программных, учебно-методических и дидактических материалов, как для общеобразовательных классов школы, так и для специальных (коррекционных) классов, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс. |
Август 2020 |
ППк |
|
Кадровое обеспечение реализации модели инклюзивного образования |
Формирование команды комплексного психолого- педагогического сопровождения в целях обеспечения психологической, педагогической, социально-педагогической и логопедической помощи: |
Комплексное сопровождение как неотъемлемый элемент системы образования, командный способ работы специалистов разного профиля - участников образовательной среды в решении задач обучения, воспитания и развития ребенка. |
Ноябрь 2019 |
Заместитель директора по УВР |
Проведение мониторинга прохождения курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. |
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов школы |
Декабрь 2020 |
Заместитель директора по УВР |
|
Создание условий для проведения веб-семинаров и онлайн-конференций для педагогов по вопросам инклюзии. |
Май 2020 |
Заместитель директора по УВР |
||
Проведение практико-ориентированных семинаров по вопросам сопровождения |
2020-2021 учебный год |
Специалисты ППк совместно с ПМПК |
||
Подготовка педагогов дополнительного образования для работы с детьми ООП |
2020-2021 уч.год |
Зам. директора по УВР |
||
Финансово-экономическое обеспечение |
Финансирование в рамках государственной программы РФ |
2019-2022 |
Зам. директора по АХЧ |
|
Информационное сопровождение |
Создание странички «Инклюзивное образование» на сайте школы и постоянное ее обновление |
Создание позитивного отношения общества к инвалидам, лицам с ОВЗ через формирование комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка-инвалида, с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества. |
2020 февраль |
Зам. директора по УВР |
Участие в совещаниях и методических мероприятиях по вопросам инклюзивного образования |
Проведение совместных с родителями педагогических чтений, круглых столов, конкурсов. |
2020-2021 |
Члены ППк |
|
Материально-техническое сопровождение модели |
Организация школьной инфраструктуры для беспрепятственного доступа в школу, комфортного пребывания во время образовательного процесса |
Создание безбарьерной образовательной среды: – обеспечение свободного передвижения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха; – формирование психологической среды, позволяющей ребенку-инвалиду, с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях. |
2019-2022 |
директор |
Широкое использование информационно-коммуникативных технологий, цифровых образовательных ресурсов для сопровождения процессов в учебно-воспитательном процессе. |
2019-2022 |
директор |
||
Наличие технических средств и программного обеспечения для эффективной реализации общеобразовательных программ с учетом инклюзии |
2022 |
директор |